В октябре 2021 г. в соответствии с планом проведения круглых столов состоялся виртуальный научный семинар на тему: «Судостроительные и судоремонтные предприятия Сталинградской области в 1941-1943 гг.»
В октябре 2021 г. в соответствии с планом проведения круглых столов состоялся виртуальный научный семинар на тему: ««Судостроительные и судоремонтные предприятия Сталинградской области в 1941-1943 гг.».
Организаторы: ГКУВО «Центр документации новейшей истории Волгоградской области», Центр по изучению Сталинградской битвы.
Доклад-презентацию подготовила главный специалист отдела НИР ГКУВО «ЦДНИВО», научный сотрудник Центра по изучению Сталинградской битвы Головина Е.Л.
Докладчик отметила, что судостроительные и судоремонтные предприятия Сталинградской области находились в подчинении нескольких ведомств. Основная их часть относилась к Народному комиссариату речного флота (НКРФ) СССР. На 1 января 1941 г. на территории Сталинградской области находилось 9 основных и 10 подсобных и прочих предприятий НКРФ (включая предприятия, которые были непосредственно подчинены Нижне-Волжскому речному пароходству - НВРП, пароходству «Волготанкер» и Доно-Кубанскому речному пароходству - ДКРП).
Основными предприятиями являлись: Астраханский судоремонтный завод им. И. В. Сталина № 638 (в НКРФ до 13 сентября 1941 г.); Астраханский судоремонтно-судостроительный завод им. Урицкого НВРП; Астраханский судостроительно-судоремонтный завод им. В. И. Ленина пароходства «Волготанкер»; Астраханский судостроительно-судоремонтный завод им. III Интернационала пароходства «Волготанкер»; Астраханский судоремонтный завод им. Артема Сергеева НВРП; Красноармейский судоремонтный завод НВРП (г. Сталинград); Сталинградский судоремонтный завод НВРП (пос. Красная Слобода Сталинградской обл.); Судоремонтные мастерские ДКРП (х. Калач Сталинградской обл.); Судоремонтные мастерские НВРП во Владимировском затоне (с. Владимировка Астраханского округа Сталинградской обл.).
В докладе-презентации отмечено, что в годы Великой Отечественной войны заводы НКРФ, помимо судостроения и судоремонта, занимались изготовлением продукции сугубо военного назначения. Однако наиважнейшим производством оставался ремонт судов и особенно тех, которые работали на переправах в период Сталинградской битвы.
Другие судоремонтно-судостроительные предприятия были подчинены Народным комиссариатам судостроительной промышленности (НКСП) и танковой промышленности (НКТП) СССР.
На территории Сталинградской области в разное время находилось 2 крупных предприятия НКСП: Судоремонтный завод им. И. В. Сталина (Завод № 638) в Астрахани, который 13 сентября 1941 г. перешел в распоряжение НКСП от Народного комиссариата речного флота (НКРФ); Судостроительный завод № 264 (Завод «Судоверфь») в Сталинграде, который в сентябре 1941 г. перешел в распоряжение НКТП от НКСП. Также к НКТП был отнесен и Астраханский судоремонтный завод им. И.В. Сталина № 638.
В докладе-презентации представлена развернутая характеристика предприятий судоремонтной и судостроительной промышленности Сталинградской области, сделан вывод о значении работы данных предприятий в Великой Отечественной войне.