Активный Регион

27 ИЮЛЯ 1952 ГОДА ОТКРЫЛИСЬ ВОЛГО-ДОНСКОЙ СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ И ЦИМЛЯНСКАЯ ГЭС

27 июля 2023

Недолгая, но насыщенная история Советского Союза знала много «строек века». Но именно строительство Волго-Донского судоходного канала стало ключевым для восприятия в СССР роли технического прогресса и передовой техники.

Впервые в СССР упор в работах стал делаться на использовании самой передовой (на то время) отечественной техники, сконцентрированной на сравнительно небольшой территории. Если на строительстве Беломорканала или канала Москва-Волга основными инструментами были лопата-грабарка-тачка, то на строительстве Волго-Дона было иначе.

На строительстве Волго-Дона была задействована новейшая техника: «128 экскаваторов общей мощностью 179,7 кубометров, 386 скреперов общей мощностью 2.662 кубометра и 123 бульдозера. В числе указанного количества экскаваторов на строительстве Волго-Донского канала эксплуатируются такие машины как 14-ти кубовый шагающий экскаватор [ЭШ-14/65 № 1], шагающие экскаваторы типа ЭШ-1 с емкостью ковша 3,4 кубометров в количестве 18 шт., экскаваторы типа СЭ-3 емкостью ковша 3 кубометра в количестве 11 единиц и 21 многоковшовых экскаваторов для планировки откосов».

Всего на строительстве Волго-Донского канала и Цимлянского гидроузла было задействовано свыше 8.000 единиц техники.

Настоящей «жемчужиной» на строительстве Волго-Донского судоходного канала стал экскаватор ЭШ-14/65   № 1 производства Уралмашзавода – большой шагающий (как называли его строители). Это была первое, в своем роде уникальное сооружение: большинство его конструктивных узлов – стрела, шагающий ход, кинематика и другие – являлись новыми решениями. На его конструировании, сборке и эксплуатации выросла целая школа советского тяжелого экскаваторостроения.

Этот первенец экскаваторов самого тяжелого типа (на то время) весом 1.150 тонн прибыл на строительство Волго-Дона на 96 железнодорожных платформах и монтировался 85 дней (вместо запланированных 99 суток). Одних электромоторов в его конструкции – 48 с общей мощностью 7 тысяч киловатт. За сутки он вынимал свыше 10 тысяч кубов земли. И хотя «экипаж» экскаватора состоял из 17 человек, машина заменяла собой свыше 7 тысяч землекопов.

В процессе производственных испытаний и эксплуатации экскаватора ЭШ-14/65 были выявлены некоторые конструктивные недостатки, которые по предложениям работников строительства и при их непосредственном участии устранялись на месте.

Все недостатки устранялись и рацпредложения реализовывались специалистами завода-изготовителя настолько удачно, что даже после строительства Волго-Дона экскаватор эксплуатировался в каменно-угольном разрезе до 1979 года, побив рекорды времени эксплуатации подобных машин.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам