УЧЕНЬЕ — СВЕТ!
В 1920 году Совнарком РСФСР создал при Народном комиссариате просвещения Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Была объявлена всеобщая мобилизация сил на обучение неграмотных и малограмотных. Новой организации предстояло выполнить декрет от 26 декабря 1919 года о ликвидации неграмотности населения. По декрету обязательному охвату подлежали все жители страны от восьми до пятидесяти лет, не умеющие читать или писать. Попавшие в эту возрастную группу должны были обучаться в обязательном порядке, а вот на каком языке учиться, они могли определить для себя добровольно.
Так, из протокола заседания Пленума Губернского комитета ВКП (б) от 19 марта 1927 года «О введении всеобщего начального обучения», хранящегося в ГКУВО «ЦДНИВО» (Ф. 1. Оп. 1. Д. 160.), мы можем видеть картину состояния народного образования.
«Введение всеобщего начального обучения в СССР является одной из наступающих и неотложных задач в деле социалистического строительства. Необходимость осуществления этой задачи, особенно остро чувствуется в условиях Сталинградской губернии. Наиболее резкими показателями культурной отсталости губернии является низкий процент охвата школьной сетью детей школьного возраста (65,4%) и тяжелое материально-хозяйственное состояние наличной сети. Школьное строительство, это самое слабое звено во всей работе по проведению всеобщего обучения и на эту сторону нужно обратить основное внимание. Необходимо добиться долгосрочных кредитов в центре, привлечь население и усилить ассигнование по местному бюджету. Если взять вопрос охвата бедняцкой и батрацкой части детей, то они кончают занятия в марте, когда нанимаются в пастушки и начинают ученье в конце октября». Говорилось о необходимости принятия мер в образовании: «Разработать и провести ряд практических мероприятий по вовлечению детей бедноты в школу и обеспечения более продолжительного нахождения их в школах».
«35% всех учащихся в школе I-й ступени-переростки, т.е. дети, достигшие более 11 лет. Мы должны принять твердое решение в школу I-й ступени принимать только детей от 8 до 11 лет, для переростков же организовать другие школы, это облегчит борьбу за 4-х летку, т.к. разгружая школу, мы сумеем продолжить срок обучения».
«…Сейчас условия работы таковы, что хорошего квалифицированного педагога заполучить трудно, он к нам не идет и в результате мы имеем в 1927 г. в школе I-й ступени 32,4% учителей с низшим образованием. Во 2-й ступени было 15% с низшим образованием, но в настоящее время 5%. Правовое положение учителя также улучшилось, но и здесь нужно желать лучшего. Случаи бесцеремонного обращения с учительством, вмешательство в личную жизнь учителя и т.д. наблюдается и до сих пор…»
Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу, была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России.